По благословению епископа Иркутского Иннокентия (Неруновича) в 1742 г. было начато строительство Амгинской церкви. По косвенным данным известно, что храм был беден как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. К началу XIX в. церковь требовала значительного ремонта, и прихожанами было принято решение о строительстве нового храма. Священник Амгинской церкви Дьячковский в 1818 г. обратился с ходатайством к епископу Иркутскому, и в 1819 г. было получено благословение епископа Михаила.

WhatsApp Image 2023 03 22 at 20.45.01

Новая Амгинская Преображенская церковь была построена в 1824 г. на средства прихожан и священника  А.Дьячковского, к 1826 г. она имела два прихода и обслуживала 2 955 прихожан.

Здание храма деревянное, с колокольней над папертью.  Храм двухпрестольный, обеспеченный церковной утварью.  К концу XIX в. храм имел трехъярусный иконостас с колоннами  с позолотой. Иконы были написаны верхнеудинским мастером Мурзиным. Кроме того, в храме были иконы в серебряных и вызолоченных ризах, серебряные кресты, вызолоченный ковчег.

При церкви действовала библиотека духовно-нравственной литературы.

Службу нес один состав причта, который получал государственное жалованье и ружное содержание. В пользование причта в 1803 г. было выделено 33 десятины сенокосной земли (межевых планов не было) и причтовые дома. Часовен и других церковных построек в Амгинском приходе не было.

В конце XIX в. при храме была открыта церковноприходская школа.

Амгинский приход первоначально составляли русские поселенцы, а затем крещеные инородцы. В 1795 г. в приходе проживало 2 498 прихожан, в 1816 г. - 12 635, в 1826 -2 955, в 1866 г. - 8 436, в 1890 г. - 2 859 прихожан255. В 1911 г. -2 713 прихожан - жителей Бетюнского, 2-го Чакырского и Эмисского наслегов Батурусского улуса.

Здание Амгинской церкви сгорело в 1931 г.

Из издания: Юрганова И.И. Церкви Якутии: Краткая история: 2-е изд., перераб. И доп. - Якутск, 2010.

 

«Тамара дъиэтэ хайдах этэй?» (Какой была Амгинская церковь?)

Из воспоминаний Семена Неустроева (опубликованы в газете «Амма оло5о» от 6 марта 1997 г., №27-2):

«... Церковь, которую я застал в своем детстве, располагалась на месте нынешнего музея, только несколько поперек. Я буду описывать внешний и внутренний облик этого внушительного по своим размерам храма так, как его помню. Были у него два больших, три маленьких купола. На колокольне были установлены с двух сторон два больших колокола (весом около 50 и 9 пудов), с двух других сторон - по три маленьких колокола. На колокольню вела витая лестница. Били в колокола, дергая за веревки обеими ногами и шестью пальцами рук. Наверняка выводили церковную музыку. Находящегося тогда рядом с церковью звон буквально оглушал, разговаривать приходилось криком.
WhatsApp Image 2023 03 21 at 11.14.36 9

На фото конца XIX - начало ХХ  вв. село Амга до революции. На дальнем плане - Амгинская Преображенская церковь.

В церковь заходили, поднявшись по высокому широкому крыльцу, и попадали в подъезд, откуда слева проход вел на колокольню, а справа - в просторный зал. Да, зал был действительно впечатляющий. По размерам он был немногим меньше зала нашего кинотеатра. Потолок был сложен без балок и представлял собой высокий купол. И купол, и стены все были сплошь в иконах и старинных картинах на церковную тему. Удивительное в том, что в течение целого столетия они не выцвели, не поблекли, лики святых выглядели совсем как живые. Пол был выстлан паркетом, а колонны блестели бронзой. Все внутреннее убранство церкви ослепительно сверкало. Находясь там, никто не говорил громко, не кашлял, все были сдержанны и степенны.

Имелись два придела - зимний и летний. В восточной части каждого из них располагался иконостас. Алтарь представлял собой некое возвышение, как сцена, являясь местом службы священника, откуда разносилось его громогласное пение. Стоя на балконах (клиросах) пели во время службы певцы, обычно это были члены семей священников и работники церкви. Алтарь в своем убранстве буквально весь светился.

 WhatsApp Image 2023 03 21 at 11.14.36 10

На заднем плане Амгинская Преображенская церковь. Фото середины 1920-х гг.

WhatsApp Image 2023 03 21 at 11.14.36 7

Амгинцы. На заднем плане -  Амгинская Преображенская церковь. Фото середины 1920-х гг.

Весной и летом на церковные праздники всегда собиралось много народу, все приходили очень нарядные. Причащались, молились. Люди по одному подходили к батюшке, целовали медный крест и крестились. Затем дьячок капал им на язык несколько капель какой-то вкусной воды и давал печенье. Так проводился обряд причащения, дающий благословенье на весь предстоящий год.

Внешний вид церкви также был превосходный. Все купола были с крестами, которые на солнце ярко блестели. В верхней части церкви имелись узкие и продолговатые, закругленные сверху окна. Со всех сторон церковь была ограждена, внутри ограды с восточной и южной стороны густо разрослась лиственница. За восточной стеной церкви и стеной, которая была обращена к улице, располагался погост. Как сейчас я полагаю, судя по надгробным памятникам, хоронили там людей знатных и богатых. Было много высоких чугунных надгробий, отлитых в России и привезенных оттуда (позже их разбили, разломали и использовали для печных плит)….

WhatsApp Image 2023 03 21 at 11.14.36 6

Братская могила погибших в боях Гражданской войны. На заднем плане - Амгинская Преображенская церковь. Фото 1930-х гг.

В 1930 году, когда я учился во втором классе, мы с детьми участвовали в снятии креста, венчающего церковь. Нами руководили несколько взрослых. Человек по фамилии Кудрин, из Олекминского улуса, очень долго лез до верха, обвязавшись веревкой, свитой из конопли. При этом он высекал топором на стене выемки для ног. Забравшись наверх, он закинул веревку с петлей прямо поверх креста. Затем стал спускаться и через некоторое время криком скомандовал нам, чтобы мы тянули веревку. Столб, на котором был прикреплен крест, переломился, но не слетел вниз, зацепившись за державшие его цепи. Когда стали его разрубать топором, крест отцепился и, отскочив далеко, упал на то место, где сейчас находится трибуна. Мы все прибежали туда, чтобы взять в руки крест, однако нам это не удалось. Он был весь покрыт иголками, и невозможно было взять его голыми руками. Оказалось, что так делалось в целях защиты от птиц. А снизу посмотреть - крест как крест. Низвергнутый крест закинули под лестницу колокольни.

Колокола спускали с большой осторожностью. В одном углу большого колокола зияла довольно приличная дыра, образовавшаяся от попадания пушечного снаряда. Пятидесятипудовый колокол был отправлен в Покровку и передан совхозу, а девятипудовый колокол отправлен в Якутск…»

Из издания: Летопись Амги-Слободы, 1652-2016 / Муницип. Образование «Амг.наслег», Амг.улус (р-н) ; [сост. Л. П. Васильева]. – Якутск, 2017.

Автор: Александр Дьяконов