Производители первого якутского электромотоцикла «Тимир Ат» сообщают, что полной зарядки батареи хватает на 60 км по пересеченной местности и бездорожью. Он прост в эксплуатации, на нем можно ездить до минус -20 градусов, недорог в обслуживании и для него не требуются водительские права.
Производителем электромотоциклов является предприятие «Зеленая энергия», резидент ГАУ «Технопарк Якутия», ТОР «Якутия», а первыми их проектами были электровелосипеды «Френди», кресла-коляски с электроприводом «Капсула» для людей с ограниченными возможностями. Первые образцы «Тимир Ат» создавались с целью удовлетворения нужд жителей сельской местности, малых городов и курьерских служб. Экологичный мотоцикл разгоняется до максимальной скорости в 80 км/ч всего за 5 секунд. Подзарядить его можно за три часа от обычной розетки в 220 вольт.
Преимущества якутской техники позволили подключиться к работе по снабжению российской армии высокоэффективными электромотоциклами для выполнения задач СВО.
«В 2023 году мы изготовили экспериментальный экземпляр, адаптированный под условия специальной военной операции. Он проездил 25 тысяч километров и до сих пор в строю. “Тимир Ат” используется для эвакуации раненных, разведки, доставкемедикаментов, БПЛА, боекомплектов и других задач.
Всего в зону СВО на сегодняшний день передано порядка 350 наших электромотоциклов, которые пользуются большим спросом и имеют множество положительных отзывов, отличающихся бесшумной и незаметной для тепловизоров работой. Важно, что мы получаем от военных обратную связь и с каждой новой партией улучшаем технику, будь то это увеличение грузоподъемности, багажника или скорости передвижения», - рассказал Виталий Прокопьев, генеральный директор компании «Зеленая энергия».
Проект реализуется при поддержке Минвостокразвития России в рамках реализации комплекса мер государственной поддержки ТОР «Патриотическая», по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.
Как отмечают производители, «Тимир Ат» имеет ряд преимуществ над другими аналогами. Большие широкие колеса позволяют проходить по грунтовых дорогам, можно оперативно изменять конфигурацию без ключей и легко управлять мотоциклом в любых условиях. Вес электромотоцикла составляет всего 95 кг, тогда как аналоги, будучи массивными – от 180 кг, а запас их хода не превышает 35 км.
«На сегодня уровень локализации производства составляет 60%, мы планируем увеличить эту цифру в дальнейшем, рама для электромотоцикла и его конструкция являются нашей разработкой, производим у нас в Якутии, а электроника, колеса и другие части из Китая», - сказал Виталий Прокопьев.
Гражданские электромотоциклыуже пользуются спросом, селяне покупают их для рыбалки и охоты. В комплекте к электромотоциклу могут дополнительно приобрести компактные солнечные панели, которые полностью заряжают аккумулятор за 7-8 часов, что является несомненным преимуществом для северян, стоит ли упоминать насколько это дешевле топлива. В дальнейшем производители планируютмодернизировать свои модели, они станут мощнее, с более высоким запасом хода и грузоподъемностью.
Сегодня же в ТОР «Якутия» полностью поставлено конвейерное производство техники, мощность завода позволяет производить до 5000 электромотоциклов в год. А еще одним новым направлением является производство беспилотной роботизированной наземной техники «ЯК-14» с гусеничной платформой двойного назначения, которую можно использовать в зоне СВО, так и для выполнения агротехнических работ и различных мероприятиях МЧС.
Беседовал Андрей ШИЛОВ
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24