Впервые в истории современной России объект был обследован группой экспедиционного-молодежного объединения “Отважный”, состоящую из 5 человек, под руководством ныне Председателя ДОСААФ России в РС (Якутия) Сергея Черных в 1998 году. За короткое им предстояло проверить несколько версий мест авиакатастроф, произошедших в 1943 году связанных с историей дивизии по перегонке боевых самолетов американского производства с Аляски до Красноярска (Алсиб) и далее на фронт, действовавшей на территории республики в годы войны. Еще одной целью похода было отыскать забытую церковь (часовню). Два дня поисковая группа отрабатывала верховья реки Тукулаан, по узкому горному ущелью прошла более 30 километров, однако точка, где, как указано в документах, потерпел катастрофу самолет А-20 “Бостон” была не достоверной. Согласно плану похода, было принято решение перейти Тукулаанский   и спуститься в долину реки Сартанг.

Alsib

Легендарная трасса «Алсиб».

otvajni

Группа «Отважный». Лето 1998 г.

Из газетной статьи Сергея Черных («Наше время». №36, 18 сентября 1998 г. ): «…Взвалив тяжелые рюкзаки, группа пошла на перевал. Вот, наконец, и верхняя точка перевала, отсюда как на ладони - таинственная панорама Верхоянья, озера, а вдалеке долина Сартанга. На вершине перевала высится старый Деревянный крест. Еще в 1899 году ссыльный-революционер Сергей Мицкевич, следовавший по этим местам, отмечал: “Стало традицией делать привал на этом месте. Якуты и русские - все приносят пожертвования духам этой земли, увешивая полусгнивший крест конским волосом, тряпочками или бросая к его подножию монеты, листочки табака”. Мы тоже не стали нарушать эту традицию, и кто что мог, оставили: веришь или не веришь, но с местными обычаями надо считаться. Спустившись с перевала и оставив часть продуктов и снаряжения в заброске, группа медленно двинулась по ручью, из которого образуется река Сартанг, а затем и Яна. На картах 18-19 веков истоки Яны значатся именно здесь. Теперь перед группой встала задача обнаружить старую церковь, о которой было известно лишь то, что “где-то километрах двадцати пяти от истока, в местности Киэнг-Урэх (Широкая речка) до наших дней сохранилась деревянная церковь традиционное место былых сходок на летний праздник местных жителей. Приурочивал к этому времени свои поездки сюда и русский священник. Он служил молебен, единым махом или, как говорится здесь - скопом, крестил, венчал и отпевал “православных христиан”, собирал с них ругу и возвращался восвояси, чтобы вернуться сюда не ранее, чем через год”. Группа медленно подходит к кромке леса, где на горе виднеется крест, а внизу на небольшом аласе находится старое эвенское княжеское кладбище; древние кресты свидетельствуют о том, что где-то недалеко от этого места должна находиться и церковь…»

dvugl zerkov

Старый Деревянный крест

Из газетной статьи Сергея Черных («Наше время». №36, 18 сентября 1998 г.): «…Вот и одна из основных целей нашего похода, двуглавая деревянная церковь, которая была построена примерно в начале 19 века. Она стоит недалеко от реки па большой поляне, примерно в километре от берега. Добраться сюда можно, только преодолев горные перевалы. Строители потрудились на совесть, между бревнами с трудом проходит даже лезвие ножа. Церковь срублена из лиственницы, мы не обнаружил и даже следов гнили на бревнах. С трудом верится, что через 3 километра лес кончается, а бревна подобраны, казалось, один к одному...»

dvugl zerkov

Из газетной статьи Сергея Черных («Наше время». №36, 18 сентября 1998 г.): «…. Однако время безжалостно отнеслось к строению: окон нет, камелек (якутская печь-камин) развалился, полы отсутствуют, стены расписаны любителями автографов, самый ранний из них относится к 1906 году. С трудом верится, что здесь раньше даже не было поселения, а стояла только эта церковь как пристанище для уставших путников. Даже на картах эта церковь не обозначена.»

snaruji

vnutri

podkova

Из газетной статьи Сергея Черных («Наше время». №36, 18 сентября 1998 г. ): «…А утром снова в путь, в дождь быстро сворачиваем лагерь и уходим в горы к истокам Сартанга. Тропинка ведет в горы к истокам Сартанга. Тропинка ведет к старому тракту, где до сих пор сохранились следы санок, а на вековых деревьях — зарубки, оставленные еще с 17 века. Группа втягивается в долину имени Феликса Дзержинского (как указано в книге “Записки гидролога” 1930 года), в которой в 20-е годы был уничтожен белогвардейский отряд, в горах сохранились огневые точки, сооруженные из камней. Маршрут продолжается, наконец-то мы подходим к ручью, в верховьях которого в 1943 потерпел катастрофу самолет авиаперегоночной дивизий, погиб экипаж. По словам оленеводов и геологов, бывавших здесь ранее, экипаж не захоронен... Уже в городе наша группа установила, что здесь в мае 1943 года погиб средним бомбардировщик
 A-20 (Бостон).»

boston

АлСиб. Экипаж А-20 "Бостон" перед вылетом войны.

motor

pulemet

В память об авиаторах трассы мужества в 2005 году проведена поисковая акция «Вечная память», посвященная 60-летию Победы для установления мемориального знака на месте катастрофы бомбардировщика «Бостон-А-20». Правительством Республика Саха (Якутия) было принято решение о перезахоронении останков летчиков.

chernih

Фотографии из архива Сергея Черных (2005 г.)

pamyat

tabliza

Конечно, архиереи рады были бы возводить не часовни, а храмы, чтобы на всей территории епархии поддерживать полноценную литургическую жизнь. Однако для придания церковному зданию соответствующего статуса требовалось выполнить определённые условия. Прихожане обязывались выразить письменное согласие или написать просьбу о причислении их к новой церкви, дать обязательства на её содержание, выделить земельные угодья, обеспечить клир землёй и получить от Синода оплачиваемые места для причта. Вполне возможно, что именно эти условия были не выполнены кочующими прихожанами. В следствии чего данного объекта нет в ведомостях Якутской епархии. Якутская паства после присоединения к Камчатской епархии далеко не везде была к этому готова. Кроме того, значительная часть населения, разбросанного на обширнейшей территории области, вела полукочевой образ жизни, и в больших церквях нужды не возникало. Уникальность храмостроительной стратегии в крае заключалась в том, что зачастую возводили фактически церкви с алтарём, причём не маленькие, но по документам они проходили как часовни. В них имелась богослужебная утварь (сосуды, книги, ризы и прочее). При некоторых постоянно жили священники, избирались трапезники и караульные от прихожан.

svisoti
Когда же постепенно все условия, необходимые для признания здания храмом, выполнялись, епископ переводил его в статус приходской церкви и определял к ней на служение пресвитера и причетника. К концу XIX века почти все часовни были освящены по чину храма. 

Продолжение следует....

Автор: Александр Дьяконов