История православия в Якутии, несмотря на опубликованные в последние десятилетия научные и научно-популярные труды, по-прежнему во многом является terra incognita (землей неизвестной). Возрождение Якутской епархии, реставрация, строительство и освящение храмов, создание приходов, участие епархиальных структур в культурно-просветительной деятельности стало неотъемлемой частью современной Республики Саха (Якутия). Очевиден и объясним интерес современников к истории распространения и утверждения православной религии на якутской земле, имеющей традиции, актуальность и востребованность которых выдержали проверку временем и являются одним из гарантов сохранения стабильности и взаимопонимания между народами республики.

Чертеж земли Якутского города, XVIII в.  Из «Чертежной книги Сибири, составленной тобольским  сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701г.»   СПб., 1832 г.

Чертеж земли Якутского города, XVIII в.
Из «Чертежной книги Сибири, составленной тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701г.» СПб., 1832 г.

Якутские храмы: общее и особенное

За период существования отдельной Якутской епархии (1870-1919 гг.) количество церквей возросло с 37 до 134. Наиболее интенсивное строительство церквей и освящение часовен в чин церкви относится к концу XIX в., и следует отметить, что в отчетах епархиальных архиереев Якутии подчеркивается, что «якуты сами просят разрешения на постройку церквей».

Богородицкая (Тихоновская). Якутск. 1719 г.

Богородицкая (Тихоновская). Якутск. 1719 г. 

Вилюйский Николаевский собор. 1810 г.

Вилюйский Николаевский собор. 1810 г.

Спасо-Зашиверская шатровая церковь. 1700 г.

Спасо-Зашиверская шатровая церковь. 1700 г. 

Начало храмостроительства в Якутском крае соотносимо со временем появления первых православных христиан. Распространение православия стало возможным благодаря начавшемуся в XVII в. масштабному освоению этой обширной, суровой и малонаселенной территории русскими поселенцами - носителями культуры, фундаментальной частью которой была православная вера.
В 1638 г., после образования самостоятельного Якутского воеводства, «посылаются из центра священники» и начинается возведение первых храмов - «в крепости деревянная церковь Троицы... в 1664 г. заложен Спасский монастырь». В 1641 г. вместе с первыми якутскими воеводами «прибыла целая церковная миссия» в составе «2 попов черных, 2 попов белых и дьякона».

«Видъ города Якуцка – vue de la ville de jacoutzk».  XVIII в.  Гравюра с рис. И.В. Люрсениуса.

«Видъ города Якуцкаvue de la ville de jacoutzk».  XVIII в. Гравюра с рис. И.В. Люрсениуса.

Троицкий Кафедральный собор. Якутск.  1708 г.

Троицкий Кафедральный собор. Якутск.  1708 г.

Спасский мужской монастырь. Якутск. 1736 г.

Спасский мужской монастырь. Якутск. 1736 г.

Преображенская (Ильинская) церковь. Якутск. 1775 г.

Преображенская (Ильинская) церковь. Якутск. 1775 г.

Богородицкая (каменная). Якутск. 1773 г.

Богородицкая (каменная). Якутск. 1773 г.

Предтеченская церковь. Якутск. 1820 г.

Предтеченская церковь. Якутск. 1820 г.

Преображенская церковь. Якутск. 1845 г.

Преображенская церковь. Якутск. 1845 г.

 

ЧАСОВНИ - ХРАМЫ

По ходатайству архиепископа Иннокентия Святейший Синод в 1855 году разрешил, в виде исключения, строить в отдалённых районах области часовни без ограничения их численности «с совершением всех таинств». Этот указ узаконил реальное своеобразие храмов Якутии, и не только архитектурное.

 Часовня в Верхоянском округе. Середина XIX в.

Часовня в Верхоянском округе. Середина XIX в.

Идельгинская часовня. Олекминский округ. Середина XIX в.

Идельгинская часовня. Олекминский округ. Середина XIX в.

Чичимахская часовня. Боторусский улус. Середина XIX в.

Чичимахская часовня. Боторусский улус. Середина XIX в. 

В европейской части Российской империи часовнями называли (как это происходит и сейчас) малые церкви без алтарей. Обычно их возводят на кладбищах (для совершения отпевания), в местах явления чудотворных икон или источников, на месте разрушенных храмов, если нет возможности их восстановить, в ознаменование события (победа в битве или завершение строительства) или в память о людях, в благодарность Богу. В часовнях молятся и ставят свечи перед иконами, читают акафисты, служат молебны, то есть совершают все богослужения, кроме главного — Божественной литургии. Это допускается лишь в особых случаях.

Часовня св. Фрола и Лавра постройки начала XIX века в деревне Захонье, Лужский район.

Часовня св. Фрола и Лавра постройки начала XIX века в деревне Захонье, Лужский район

Часовня Святой Равноапостольной Ольги Российской. Псков. 2000 г.

Часовня Святой Равноапостольной Ольги Российской. Псков. 2000 г.   

Сделав такое исключение для Северо-Востока Азии, синод разрешил возводить часовни там, где пожелает местное население, не придерживаясь общих правил архитектуры. Святитель Иннокентий (первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. Наряду с последним считается основателем Благовещенска), как опытный строитель, дал лишь самые общие рекомендации.

Митрополит Иннокентий.  (1797-1879)

Митрополит Иннокентий. (1797-1879)  

Самый северный в мире старинный православный храм, памятник архитектуры, построенный в XIX веке, находится в Аллаиховском улусе Республики Саха (Якутия) в местности Станчик, на 71 градусе северной широты.

Известный российский ученый, доктор архитектуры А.В. Ополовников в книге «Деревяное зодчество Якутии" посвятил этому храму следующие строки:

«В ее незатейлевых формах и простых пропорциях столько душевной доброты и чистого человеческого сердца! Неброско, ненавязчиво заставляет она нас вспомнить об извечном стремлении человека к прекрасному. Но чтобы лучше понять и оценить достоинства этого памятника, надо принять во внимание и то, что стоит она в голой тундре, откуда до ближайшего леса по меньшей степени около тысячи километров». 

Самый северный в мире старинный  православный храм

Самый северный в мире старинный  православный храм

Величина зданий зависела от количества прихожан. Дозволялось возводить часовню даже для трёх юрт, но на расстоянии не менее 10 вёрст. Планов и чертежей фасадов не требовалось, лишь бы постройки были прямоугольными, вытянутыми с запада на восток. Вышина внутри часовни предполагалась не менее трёх с половиной и не более пяти аршин. Вместо стёкол в окнах часто использовали слюду, кожу и даже льдины. Крышу обязательно венчал крест.

Внутри непременно устанавливались три столика: для престола, жертвенника и «разных потреб», а ещё нечто вроде аналоя. Следовало соорудить и деревянную купель. Иконы и подвижные иконостасы на холсте привозили с собой священники.

Часовня в местности Станчик. Обмеры А.В.Ополовникова

Часовня в местности Станчик. Обмеры А.В.Ополовникова

Часовня в местности Станчик. Обмеры А.В.Ополовникова 

Часовни не должны были иметь замков и засовов, чтобы любой желающий имел возможность войти в них в любое время. Архиепископ требовал только, чтобы работа не «продолжалась долго».

Такая свобода в действиях строителей привела к тому, что часовни в Якутии имели самый разный облик: «от простой, составленной из облупленных от коры и нетёсанных лесинок и обложенных землею — до рубленной в немецкий угол; а видом от похожей на простую юрту — до подобной церкви».

На данный момент точной исторической информации об объекте нет. Так как в клировых ведомостях Якутской епархии 1902-1912 данные об этом отсутствует. Когда при визуальном анализе фотографий современных путешественников, данный объект имеет все архитектурные признаки деревянных христианских объектов Восточной Сибири XVIII- XIX вв.

Местность Сартанг, Верхоянский хребет.Церковь или часовня-храм?

Местность Сартанг, Верхоянский хребет. Церковь или часовня-храм?

Данный участок тракта был кратчайшим путем от Верхоянска в Якутск и активно использовалась в период гражданской войны.  По ней переправлялась срочная военная корреспонденция. Впоследствии данное направление за ненадобностью ушло в забвение.

Продолжение следует…

Александр ДЬЯКОНОВ