Миссионеры начали склонять к крещению даже разными подарками. Согласно императорским указам крестившимся стали давать медные кресты, рубашки и штаны холщевые, зипуны сермяжные, обувь и рукавицы. Знатным давали кресты серебряные, зипуны суконные и сапоги. Кроме того, давали и деньги (от 50 коп. до 1 руб. 50 коп.). По императорскому указу от 3 апреля 1731 г., новокрещеные разных народов получали даже «льготы от платежа подушных денег». А народы Якутии освобождались от уплаты ясака на 5 лет. С 1763 г. льготы несколько меняются. Подарки деньгами и вещами отменяются (кроме крестов), зато льготы ясачные распространяются на все другие повинности. В результате темпы крещения иноверцев ускоряются. В конце XVIII в. начинается массовая христианизация населения. В 1820-х гг. она завершается.
Однако крещенные вначале не понимали существа совершенного обряда, ни духовной, ни нравственной его стороны. Не важно было им и расставание со своими традиционными именами. Они продолжали оставаться теми, кем и были: язычниками и шаманистами. Не имели представления о догматах принятой веры, ее обрядах. И имена между собой продолжали носить свои — исконные. Пройдет еще немало времени, пока установился их вероисповедная общность с православным населением России.
Первые церкви в Якутии. Спасский монастырь
«Вид города Якутска середины XVIII века». Художник А.Г. Рудаков с рисунка И.В. Люрсениуса. Красным выделен Спасский монастырь.
В числе первых церквей были и монастырские. В 1663-1664-х годах основан Якутский Спасский мужской монастырь — первый на северо-востоке азиатской территории Русского государства. Об учреждении его и церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа подал челобитные царю и архиепископу Сибирскому Симеону воевода Иван Голенищев-Кутузов. В Тобольск к архиерею был направлен служилый человек, промышленник Иван Афанасьевич Овчинников. Горожане выбрали его на должность строителя, собрали средства и ходатайствовали о посвящении «Ивашки Овчинникова» в монахи. Владыка Симеон дал свое благословение, и к северо-востоку от крепостных стен Якутска был заложен Спасский монастырь.
«Якутск в начале XVIII столетии - монастырь». Художник П.В. Попов
Главный его храм, двухэтажный, освятили во имя Нерукотворного Спаса. Другую церковь — однопрестольную Михаила Малеина — после пожара и застройки нового города перенесли из острога. Вблизи находилась колокольня. А над западными воротами высилась летняя надвратная Знаменская церковь Пресвятой Богородицы — двухъярусная и пятиглавая, снаружи окруженная перилами в балясах. Почти одновременно с этим по распоряжению якутского воеводы Кутузова обитель была обнесена стеною с несколькими башенками и большими и малыми воротами. В ограде находились кельи, амбары, кладовые. Все строения этого периода были деревянными.
Монастырь в Якутске. Почтовая открытка. Начало ХХ в.
Сначала монастырь был небогат. Монашествующих насчитывалось всего восемь человек. В документах конца XVII века говорится, что обитель не имела земель, угодий и «денежнаго, хлебнаго и солянаго жалованья иночествующим, которые принуждены были пропитываться исправлением мирских треб». В 1679 г. в ответ на грамоту царя Феодора Алексеевича, требующего сообщить подробности о Якутском монастыре, воевода Фома Иванович Бибиков написал, что у обители нет ни земель, ни крестьян, ни рыбных промыслов: «Монастырь скудной, скитаются около мирских людей». Содержался он за счет горожан. Пожертвования поступали не только деньгами, но и земельными участками, скотом, «мягкой рухлядью» — пушниной. Приношения, очевидно, были щедрыми, потому что постепенно имущество монастыря начало приумножаться. В районе Якутского острога монахам выделили сенокосные угодья и пастбища. На их основе сложилось крупное скотоводческое хозяйство (коровы, лошади, овцы). Часть скота сдавалась на прокорм. В верховьях Лены монастырь владел соляными источниками и солеварней. Ему также принадлежали четыре деревни (заимки), где выращивались зерновые культуры и овощи.
В начале XVIII века обитель начала благоустраиваться, но пожар 1711 года уничтожил Спасскую церковь. Вместе с ней огонь поглотил иконы, сосуды, богослужебные книги, ризы, колокольню, кладовой амбар с монастырской казной и церковные документы.
За свою более чем трехвековую историю якутский монастырь пережил около десяти больших и малых пожаров. Но на месте сгоревших храмов и строений всегда возводились новые.
К Спасскому монастырю были приписаны две обители: Покровская пустынь и Успенская (до 1720 года включительно) на Камчатском полуострове.
С появлением монастыря историки связывают начало миссионерской деятельности православной Церкви в Якутии. То есть именно с этого времени священнослужители начали целенаправленно обращать в христианскую веру представителей коренных народов.
Бывший монастырь. Ныне областной архив. Фото 1920-х гг.
Иеродиаконы Меливсипп и Алексий из числа первых монашествовавших, скончавшихся в Якутске, прославили себя святостью и благочестием. Они же были первыми миссионерами, просветившими этот край светом Евангелия. Монахи несли народам Севера не только православную веру, но и русскую культуру, не навязывая ни то, ни другое. Они просто изучали нравы, обычаи, языки местных людей и составляли первые молитвы на их родных наречиях.
Территория Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского. Фото первой половины 1950-х гг.
Ныне территорию Спасского монастыря занимает Якутский музей им. Ем. Ярославского.
- Монастырь — место духовных подвигов монахов, соблюдающих единый устав, и сама община монашествующих.
- Пустынь — монастырь или скит, находящийся в далеком пустынном месте.
- Требы — просторечное название священнодействий и молитвословий, совершаемых священником по просьбе (требованию) прихожан.
Лит.:
Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск. 1991.
Дмитриева И.А. На Север сквозь века. История православия в Якутии. Часть I. Якутск. 2013.
Подготовил: Александр Дьяконов