Первые храмы
Начало строительства церквей в Якутии соотносится со временем появления в крае первых православных христиан. Распространение православия стало возможным благодаря, начавшемуся в XVII в. масштабному освоению этой обширной, суровой и малонаселенной территории русскими поселенцами – носителями культуры, фундаментальной частью которой была православная вера.
Одной из задач духовенства Якутии была миссионерская работа среди населения края. В 1731 г. для более успешного и быстрого распространения христианства Якутский край переходит из ведения далекой Тобольской митрополии к Иркутску. Во второй половине XVIII века в составе Иркутской епархии было образовано Якутское заказное духовное управление. В 1852 г. Якутия вошла в состав Камчатской епархии с выделением в 1858 г. Якутского викариатства. В 1869 г. был издан императорский Указ о создании с 1870 г. самостоятельной, 53-й в составе Российской империи, Якутской и Вилюйской епархии. После образования Якутской епархии в области широко развернулось церковное строительство.
Православные храмы на Руси издревле строились по определенным правилам. Самым древним типом храма является базилика, в плане – вытянутый прямоугольник. Такой тип храмового здания должен был ассоциироваться у верующих с кораблем, несущим христиан к пристани спасения или круга – символа вечности. Храм всегда был ориентирован на восток и разделен на три части: алтарь, собственно храм и притвор.
Наиболее распространенным типом церковных строений в Восточной Сибири был деревянный шатровый храм, традиции строительства которого привнесены выходцами с Русского Севера. В середине XVII в. патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, но в Сибири подобные храмы продолжали строиться до начала XIX в.
Население Якутии было связано с церковью через приходский храм, направлявший общественный быт, формировавший культурную среду и духовность. Храмы выступали в качестве культурно-информационного центра для населения; в церквях жители – особенно отдаленных округов и наслегов – узнавали о событиях, производившихся в стране и мире, а священник был одним из немногих образованных людей в приходе. Именно с деятельностью церковных учреждений Якутии связано появление первой школы, первой книги на якутском языке, первой газеты. Представители духовного сословия проводили научные исследования, знакомили с жизнью Якутского края общественность Сибири и европейской части России.
За период существования Якутской епархии (1870-1919 гг.) количество церквей возросло с 37 до 134. Больше всего храмов было открыто в Якутском округе – 37. Наиболее интенсивное строительство церквей и освящение часовен в чин церкви относится к концу XIX в.
Особенностью Якутии было наличие большого количество часовен. Это связано, прежде всего, с большой территорией и полукочевым образом значительной части населения. Якутские часовни существенно отличались от часовен европейской части России, которые не имели алтарей и строились в большинстве случаев как кладбищенские. Количество часовен регламентировалось высшей духовной властью. С 1856 г. епархиальным архиереям было предоставлено право давать разрешения на строительство часовен, но уже в 1855 г., по предложению архиепископа Иннокентия (Вениаминова), было сделано исключение для Камчатской епархии, в состав в которой входила Якутия. Специальный указ Синода разрешал строительство часовен без ограничения их численности «с совершением всех Таинств».
Часовня в местности Станчик, Аллаиховский улус. Самый северный в мире старинный православный храм, памятник архитектуры, построенный в XIX в.
Перевод часовни в чин церкви становился возможным при наличии штатных и оплачиваемых должностных мест для церковного притча. Прихожане были обязаны письменно изложить просьбу на имя местных церковных властей о причислении к новой церкви, дать обязательства о ее содержании, обеспечить причт земельными участками и домами для проживания. Быстрый рост количества якутских церквей в конце XIX в. происходил благодаря освящению часовен в чин церкви, и население охотно поддерживало этот процесс, избавляющий от необходимости строить храмы.
Советская почтовая открытка. До неузнаваемости перестроенный Троицкий кафедральный собор. Построен в 1708—1728 гг.
Троицкий кафедральный собор в начале ХХ в. В этом соборе 19 июля 1859 года архиепископ Иннокентий (Вениаминов) впервые совершил литургию на якутском языке.
После установления на территории Якутии советской власти православные храмы либо разрушались, либо перестраивалось и приспосабливались для хозяйственных нужд. Представители духовенства одними из первых испытали политические репрессии.
Черкехский историко-мемориальный музей. Вид с колокольни Таттинской Николаевской церкви
Сегодня мы рассмотрим наиболее известные и популярные по посещаемости среди туристов и жителей республики два деревянных храма расположенных на территории Черкехского историко-мемориального музея "Якутская политическая ссылка" в Таттинском улусе РС(Я).
Таттинская Николаевская церковь
Церковь в августе 2023 г.
Один из редких в Якутии памятников культовой деревянной архитектуры, представляющий собой наиболее распространенный в регионе (включая Забайкалье и Дальний Восток) тип, - пятиглавая церковь с ярусной колокольней рубежа XIX-XX веков.
В 1856 г. в Черкехе была построена деревянная однопрестольная Жексогонская (Оюн-усовская) часовня, которую в том же году освятил Иннокентий Вениаминов. В 1875 г. она после перестройки была освящена в Таттинскую Николаевскую церковь. В 1901 г. было заложено новое здание церкви, строительство, которой под руководством якутского мастера-плотника В.А. Луковцева – Молодьуос Уол завершилось в 1912 г.
В здании хранился церковный архив, имелись метрическая книга, а также книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги. При церкви действовала небольшая библиотека духовно-нравственной литературы.
В приходе церкви были три часовни:
1. Лебегинская Покровская часовня, в 3-м Жехсогонском наслеге в Лебегинском роде построенная в начале 1860-х годах; имелся алтарь, иконы на досках.
2. Тейская Иннокентьевская часовня была расположена в 17 верстах от храма на р. Тея в Терасинском наслеге по Якутскому тракту в Терасинском родовом управлении.
3. Мухинская Николаевская часовня с колокольней (один колокол), была расположена в местности Самарсун в Терасинском наслеге по Якутскому тракту; построена в 1860-х годах на средства жителя Терасинского наслега Н. Мухина.
Прихожанами церкви являлись жители жителей 1, 2, 3, 4-го Жехсогонских, Жулейского и Терасинского наслегов (1910).
В 1940-е годы здание церкви использовалось для хозяйственных нужд. Построенное в 1912 г. здание церкви без перестроек сохранилось до настоящего времени. В настоящее время церковь восстановлена и входит в состав Черкехского музея.
Внутренняя часть храма. Фото августа 2023 г.
Церковь находится на своем первоначальном месте и представляет собой один из основных экспонатов музея под открытым небом в с. Черкех.
Находится церковь на левом берегу р. Татты, в северной части музейно-этнографического комплекса, у самого края ограды. Занимает доминирующее положение в окружающей застройке села и музея. Хорошо воспринимается с дальних точек при подъезде к селу.
Церковь представляет собой композицию с запада на восток из прямоугольных в плане колокольни, трапезной, храма и апсиды. Стены деревянные, из лиственницы. Рубка углов «в лапу», диаметр бревен 26-40 см. В объемно-пространственной композиции доминируют почти кубический храмовый объем с пятиглавием и стройная трехъярусная колокольня. Одинаковую высоту имеют срубы храма и нижнего яруса колокольни, а также апсиды и трапезной. В пятиглавии завершения церкви доминирует мощный восьмигранник центрального барабана. Диагонально к нему на высоких (такой же формы), барабанах поставлены 4 небольших луковичных главки.
Окна обрамлены рамочными наличниками с фартуком и лобанью. Наличники окрашены белой краской.
У западного входа в церковь имеется мемориальная доска с отлитой надписью: «РСФСР Министерство культуры ЯАССР. Таттинская Николаевская церковь 1912 год. Памятник архитектуры, охраняется государством».
В 1977-78 гг. силами общественности под руководством Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона восстановлены главы церкви и кресты, подвешены колокола, сделаны наличники на окнах. Работы выполнены бригадой местных жителей-строителей с. Черкех под руководством Н.А. Ефремова - Табытал Уус. А.Р. Федосеев, И.П. Кытарбытов, И.А. Слепцов, И.Т. Жегусов. Автор эскиза куполов храма – художник Г.Г. Петров – правнук протоиерея Димитриана Попова.
Друзья-подвижники народный писатель Якутии Д.К. Сивцев и Влыдыка Герман.
В августе 1997 г. к 200-летию Святителя Иннокентия (Вениаминова) Владыка Герман, Архиепископ Якутский и Вилюйский освятил восстановленный храм по инициативе народного писателя Якутии Д.К.Сивцева – Суорун Омоллоона храм при большом стечении сельчан.
Уолбинская часовня
Часовня в августе 2023 г.
Часовня ранее находилась в Уолбинском наслеге Алексеевского района ЯАССР ныне Таттинского улуса РС(Я) и была перевезена в 1979 году на территорию музея. По преданию, построена в 70-х годах XIX века на деньги богатого якута Кривошапкина Н.О. из Оймякона.
Вид часовни с колокольни Таттинской Николаевской церкви.
Находится в северной части этнографической зоны музея, в 50 м южнее от Николаевской церкви. Представляет собой срубную постройку из лиственницы (углы в лапу) при высоте колокольни (до макушки купола) 10 метров. В плане прямоугольной формы, состоит из трех частей: двухярусная колокольня , храмовый и апсида. Наверху колокольни – восьмигранный купол. В завершении храма – четырехгранный купол. Сруб апсиды покрыт двухскатной дощатой кровлей. Купола часовни напоминают своей формой юртообразные жилые постройки якутов. Купола покрыты горизонтальными досками, напоминая чешуйчатое покрытие. У входа в часовню сделано крыльцо с двухскатным навесом на двух опорных столбах.
Распятие. Фото августа 2023 г.
В интерьере часовни представлена экспозиция к"льтовой живописи якутских мастеров дореволюционного периода. Представлены работы, иконы, выполненные художником И.И. Сивцевым - Мытыйыкы. В иконостасе представлены отдельные фрагменты из иконостаса Предтеченской церкви в г.Якутске, в том числе иконы XVIII-XIX веков русских и местных мастеров. В левом углу – большая по размерам работа (резьба по дереву) «Распятие» якутского мастера.
Д.К. Сивцев – Суорун Омоллоон с энтузиастами строительства Черкехского музея. На переднем плане: И.А. Уваров. – руководитель реставрации часовни. Фото 80 –х гг. село Черкех.
Часовню перевезли и восстановили участники Великой отечественной войны Г.С. Мордосов, Г.С. Вырдылин, И.Н. Огоюкин, И.А. Никитин и молодые Иван Герасимов, Роман Федоров – все жители села Черкех под руководством Председателя Алексеевского (Таттинского) отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры - Иннокентия Алексеевича Уварова.
Стенд в часовне посвященный И.А. Уварову.
Нагрудный знак члена ВООПИиК РСФСР.
Участник Великой Отечественной войны Иннокентий Алексеевич Уваров – член Центрального Правления общества Охраны памятников истории и культуры проводил огромную работу по охране памятников истории и культуры на территории Алексеевского района ЯАССР. Тогда нтузиаст развития музейного дела объездив 30 районов республики собрал и передал Черкехскому музею более 300 экспонатов, в том числе 12 колоколов.
Награжден орд. Отечественной войны 2-й ст., мед. “За победу над Германией”, “За доблестный труд в ВОВ”. Почетный гражданин улуса с 1994 г.
У входа в часовню прибита памятная доска с надписью «РСФСР Министерство культуры ЯАССР Уолбинская часовня сер. 19 в. Памятник архитектуры. Охраняется государством».
Текст и фото Александр Дьяконов
Продолжение следует
Источники:
Сафронов Ф.Г. Музей под открытым небом в с.Черкех (Якутская АССР) // Советская этнография, 1983 г., № 5., С. 124.
Юрганова И.И. Церкви Якутии (краткая история). Якутск, 2010 г.
Сивцев Д.К. Черкехский музей политической ссылки. – Якутск, 1987.
Сивцев Д.К.- Суорун Омоллон. Черкехский мемориальный музей. Путеводитель. – Якутск, 1999 г.