Сейминско-турбинский межкультурный (транскультурный) феномен – термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в середине II тысячелетия до н.э.

Постледниковые геномы населения Северной Евразии показывают доисторическую мобильность людей, связанную с распространением уральских и енисейских языков.

Исследования показали, что северные народы североевразийской лесной и лесостепной зон тысячелетиями поддерживали социокультурные связи. Ученые обнаружили, что популяции охотников-собирателей раннего и среднего голоцена со всего южного леса и лесостепей Северной Евразии характеризуются непрерывным градиентом происхождения, который оставался стабильным на протяжении тысячелетий: от западноевразийского в Балтийском регионе до Восточноазиатский в Забайкальском крае. А одновременные группы на крайнем северо-востоке Сибири были напротив генетически отличны, сохраняя высокий уровень преемственности от популяции, которая была основным источником происхождения коренных американцев.

К середине голоцена смешение этой ранней северо-восточной сибирской популяции и групп из внутренней Восточной Азии и бассейна реки Амур привело к образованию двух отличительных популяций в Восточной Сибири, которые сыграли важную роль в генетическом формировании более поздних людей. Предки первой популяции, Прибайкалья позднего неолита-бронзового века, встречаются в основном только среди енисейскоязычных групп и тех, которые, как известно, смешались с ними. Просхождение от второй популяции, якутского периода позднего неолита-бронзы, прочно связано с современными носителями уральского языка. Ученые показали, как родословная Якутии распространилась из восточносибирского происхождения примерно 4,5 тыс. лет назад. Эти гены встречаются с высокой частотой среди современных уральских носителей. Эти люди имели набор передовых методов литья из бронзы, которые стремительно распространились по огромному региону Северной Евразии примерно 4,0 тыс. лет назад.

«Неслучайно ранее вафельную керамику ымыяхтахского облика находили аж в Кольском Оленеостровском могильнике и антропологические исследования это подтверждали тоже. Впервые на сходство ымыяхтахских материалов (вафельной керамики с примесью шерсти и других изделий) и некоторых материалов Оленеостровского могильника обратил внимание Алексей Павлович Окладников, затем Леонид Павлович Хлобыстин и Сергей Павлович Кистенёв. Далее эта гипотеза была развита питерскими учеными Е.М. Колпаковым, А.И. Мурашкиным, В.И. Хартановичем и В.Я. Шумкиным в монографии Кольский Оленеостровский могильник – Kola Oleneostrovsky cemetery: 1925-2013, вышедшей в 2019 году.

Юкагиры в Якутии являются потомками того населения позднего неолита-бронзы, что подтверждается хронологией сугуннахской культуры с вафельной керамикой и бронзовой металлургией, чьи даты занимают все срезы I тыс. до н.э. и I тыс. н.э. Есть даже неопубликованная пока АМС-дата из сугуннахского комплекса 15-17 вв. н.э. Прав был и Степан Ильич Эверстов, который предполагал, что ымыяхтахцы Индигигрки – это прямые предки юкагиров. А дрейф генов уралоязычных племен из Якутии далеко на запад подтверждается данным исследованием», - отметил о статье Виктор Дьяконов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН.

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24