Наш разговор с главным режиссером Саха академического театра им. П.А. Ойунского Русланом Тараховским состоялся после просмотра музыкального спектакля «Таптал» («Любовь») по мотивам пьесы основоположника якутской драматургии, первого директора  Саха театра Анемподиста Софронова-Алампа.

9e0918e5 4e9295be 42e0f755

photo 2024 04 19 09 32 45

photo 2024 04 19 09 32 43 2

dd2b8091 6b7f 4717 87ae a730af401715

Сюжет пьесы основан на реальных событиях, произошедших в дореволюционной Якутии. Родной дядя выдает замуж девушку-сироту против ее воли за богатого старика-самодура. Кэтириис решается сбежать к любимому человеку. Однако счастье молодых длится недолго - бедную девушку возвращают к мужу-тирану. Она умирает в муках.

827c9a33 85b2 4aca bfe6 63e74c2d0686

В период пандемии коронавируса Тараховский сочинил музыку к стихам Алампа. Онлайн-концерт из этих песен залили в Ютуб. А сразу после снятия карантинных ограничений песни легли в основу спектакля «Таптал».

Драма в такой необычной подаче стирает всякие границы между писателем и современным зрителем. От того еще более острыми кажутся вечные темы любви и ненависти, богатства и нищеты, судьбы и  свободы выбора. Следует отметить работу художника по костюму Сарданы Федотовой и художника-декоратора сцены Михаила Егорова. Наряды актеров по общему решению были отобраны без привязки к эпохе. А многочисленные символы (ворона, кукушки с гнездами, хомус и т.д.) несомненно помогли актерам донести оснновную мысль происходящего на сцене. Получилось всё очень гармонично.    

По словам режиссера, любой саха так или иначе предчувствует свою судьбу. Кэтириис знала свою участь, но она попыталась изменить жизнь к лучшему, а это очень важно - переломить судьбу и сохранять оптимизм в тяжелых ситуациях.

Не возникало ли у Тараховского желания самому совершить такую попытку, например, попробовать себя на эстраде или покинуть «зону комфорта» и устроиться в театры Москвы или других мегаполисов? Ответ не удивил.

 Р.Т.:

- Когда учился в школе №1 в селе Верхневилюйск у нас была группа. Писали с ребятами стихи, исполняли песни на разных мероприятиях. Тогда мы подражали артистам рок-группы «Чолбон» и местным звездам. Сразу после школы я поступил в театральный. В студенчестве сочинял песни, но мысли стать професиональным певцом не возникало. Пою средне, в основном, в своем кругу. После учебы поступил на работу в Саха театр. У нас лучший театр в стране - обладатель четырех «Золотых масок» (прим.авт: росси́йской национа́льной театра́льной пре́мии «Золота́я ма́ска»). За 22 года работы ни разу не думал уходить куда-то, даже ради эксперимента.

 Достаточно часто актеры Саха академического театра выезжают на гастроли. К примеру, в этом году четыре труппы, по 15 актеров в каждой, выезжали в Арктику - в Верхоянский, Анабарский, Оленекский, Среднеколымский районы. Ездят они и в центральные города России. До санкций выступали в Европе.      

photo 2024 04 19 09 32 46

Кстати говоря, Саха театр не только для саха, на спектакли (на якутском языке) в этом театре могут ходить люди и других национальностей. Зритель слышит синхронный перевод спектакля через наушники. Такая «фишка» имеется здесь еще с 2000-ых годов. В следующий раз надо бы попросить такие наушники и поделиться впечатлениями.  

Год назад актерский состав пополнился выпускниками шестой Щепкинской студии. Молодежь внесла в работу коллектива свежее дыхание. Заметно помолодел и зритель Саха театра. Причем, никто в зале не сидит в телефоне, всем действительно интересно. Стоимость входных билетов на спектакли не самые дешевые, тем не менее, каждая премьера проходит при полном аншлаге.

photo 2024 04 19 09 32 47

Сеять разумное, доброе, вечное...

 Казалось бы, задумали спектакль, представили зрителю, пережили успех или неудачу и начали работать над новым произведением. Но работа в театре не так проста. Как говорит Тараховский, самое сложное, тоже своего рода выход из зоны комфорта - переход из одного спектакля в другой.

Р.Т.:

- Надо настроить себя, свои мысли, узнавать и открывать что-то новое.

Ставить театральные представления на Ысыахе, это совсем другое дело. Управлять толпой людей, небольшой труппой или одним человеком одинаково сложно. Потому что человек сам по себе очень сложно устроен. Его никогда не подстигнешь. Это всегда психология, глубина, великая тайна.

Бывает иногда, человек - актер одной роли. Но я всегда стараюсь думать о  палитре его характера, это очень интересно. Если требует образ, можно попросить актера изменить внешность (даже постричься налысо, такое тоже бывает).

 Задача в «Таптал»  - показать современные реалии жизни. Человек - живое существо, иногда над его разумом преобладают животные инстинкты, и он начинает подавлять слабого. Сложно и даже невозможно остановить этот процесс. Но люди искусства, культуры стараются воспитывать своего зрителя - сеять в мире разумное, доброе, вечное, считает режиссер.   

(В материале использованы фото от пресс-службы Саха театра).

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24