Кинорежиссер отметил, что ничего того, что увидел Роскомнадзор, в этом фильме он не увидел. Это художественное произведение, у которого есть право ходить, что называется, по границе, размышлять, рассматривать, что происходит в жизни люде.

Мнение о фильме выразили многие известные якутяне, в связи с чем мы выбрали два наиболее интересных мнения, которые так же сходятся в том, что и они не отмечают того, что заметил Роскомнадзор.

Сергей Егоров, музыкант, блогер:

- Фильм «Айта» я посмотрел весной и хотел написать на него рецензию, но поленился. Сейчас, из-за нашумевшего запрета его Роскомпозором, всё-таки попробую. Кино это мне не понравилось, и вот по какой причине. Он совершенно БЕЗЗУБЫЙ. После просмотра я остался разочарованным – на такой шикарной фактуре создатели фильма умудрились сделать абсолютно проходной материал, осторожно обойдя все острые углы.

Тема национализма – это богатый материал. Если бы режиссёр хотел – он бы ввёл в сюжет реальные жёсткие диалоги, конфронтацию, конфликты. Я вырос в такой среде, и не понаслышке знаю, что такое национализм, причём как с одной, так и, с другой стороны. Не думаю, что создатели фильма «Айта» не знают, возможно, приезжий исполнитель главной роли не знает, но не он же делает фильм.

Хорошее кино – это острое кино. Если все проблемные места сглаживать, и показать только верхушку айсберга – у зрителя остаётся чувство недосказанности. Хочется сказать: «Не верю!» создателям фильма «Айта», потому что, если представить ситуацию, описанную в нём, в реальной жизни всё будет значительно жёстче и страшнее, хотя бы на уровне диалогов персонажей.

Фильм «Айта» сознательно выглажен, вычищен и осторожно-аккуратен. Могу предположить, что это вызвано тем, что снимался он на бюджетные деньги (а платит, тот и танцует). Государству не нужны лишние провокации, вот и получается выхолощенное, бесхребетное, откровенно слабое кино. Но даже в этом варианте РКН умудрился его запретить.

В тот день я уже услышал: «Раз запретили, значит хорошее кино, надо посмотреть». Боюсь, замах будет на рубль, а удар на копейку. Не получаешь от фильма «Айта» того, чего ожидаешь. Остаётся только верить, что якутский кинематограф когда-нибудь будет иметь не бюджетное финансирование, и будет снимать по-настоящему мощное, жёсткое кино, а не проходняк, в котором действительно серьёзные проблемы задеваются лишь мимоходом, озвучиваются полутонами.

Дмитрий Михайлов, журналист, блогер:

На самом деле запрет фильма «Айта» нужно воспринимать как болезнь роста.

Фильм как раз-таки осуждает предвзятое отношение к людям приезжим, а если говорить начистоту, то и к представителям другой национальности. По такой же логике можно осудить фильмы об ужасах работорговли или же о борьбе с фашизмом за сам сюжет. Роскомнадзор поступил здесь чисто механически, не изучая контекст. Есть кадры с признаками национального «неравенства лиц по национальному признаку» значит надо запретить.

Но якутское кино, которое вырвалось за пределы «сахавуда», должно выдерживать самые разные удары, критику и даже цензуру. Это, как я уже сказал, болезнь роста. На большом рынке не всегда будет гладко, как в родном регионе, где почти каждую картину встречают на ура, и с этим придется считаться. Это как климат или погодное явление – можно сколько угодно кричать на дождь, но решить вопрос можно только достав зонт и надев плащ. Значит якутским кинопроизводителям придется учитывать и такие нюансы. Такие вещи есть на любом большом рынке, как бы мы к этому не относились, но всегда есть нюансы. Вы думаете на американском кинорынке проще? Поэтому чем выше взлетаем, тем сложнее будет.

Самому фильму и Степану Бурнашеву я аплодирую стоя. Если есть такое бурное обсуждение и даже сопротивление со стороны контрольно-надзорных органов, значит режиссер выполнил свою задачу. Искусство не должно оставлять человека равнодушным, а побуждать людей думать, чувствовать и обсуждать.

P.S. Многие известные якутяне отмечают, что случай с фильмом является заложником нынешней ситуации.

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24