О великих переселениях
Хотя Сайсары озеро по своей природе как раз-таки совсем обычное, одно из 175 небольших, а порой и совсем маленьких озер долины Туймаада. Но именно его считают колыбелью народа Саха, откуда есть и пошла земля Якутская.
Если обратится к истории заселения Ленского края, из ныне здравствующих, самыми древними обитателями этих территорий считаются палеоазиатские племена – юкагиры и чукчи, занимавшиеся охотой и рыболовством.
В первые века нашей эры на северо-восток Азии пришли маньчжурские племена, предки эвенков и эвенов. С их приходом связано утверждение оленеводческой культуры, культуры более прогрессивной, возвестившей начало перехода народов северо-востока Азии к хозяйству производящему.
Затем следует новая волна этнических передвижений, в итоге которых в течение XII-XVI вв. центральные районы края заселяются южными предками якутов, принесших сюда скотоводческую культуру, более высокую, прогрессивную. Наконец, с XVII в. сюда приходят русские, утвердившие здесь земледельческую культуру. Русские здесь застали уже сложившуюся систему географических наименований.
Топононимы вокруг нас
Местные жители, охотясь и кочуя по огромной территории, прекрасно ориентируясь, давали свои названия рекам, озерам, ключам, горам и отдельным местностям. Названия возникали постепенно, по мере надобности в выделении необходимых ориентиров.
Всю местность эвенки и эвены делили на небольшие территории, прилегающие к районам кочевания, мысленно разбивали на участки, относящиеся к бассейнам рек, и таким образом без труда находили нужный район.
На самой первой стадии называния роль топонимов выполняли имена нарицательные, такие, как «река», «озеро», а также словосочетания описательного характера: «где медведя убили», «где сохатого встретили», «где освободили оленей от упряжки», «где делали луки», которые со временем становились все более устойчивыми.
Если же объект на местности был представлен в единственном числе или сильно выделялся среди подобных, то достаточно было назвать его просто «холм», «поляна в лесу» и т. д. Самые древние обычно названия рек у всех народов.
Что в имени твоём
Впрочем, вернёмся к озеру Сайсары. Вокруг этого названия споры ведутся до сих пор. Имя Сайсары уходит своими корнями в глубокую древность. Оно упоминается в ряде якутских легенд. Так, одно предание из «Эллэйады» Г.В. Ксенофонтова связывает название Сайсары с озером в речной долине Туймаада, окаймленной высокими горами, считавшимися священными.
Омогой, предок якутов, переселившийся с юга на Лену, поселился около озера Сайсары. Согласно другой легенде, первые якуты, пришедшие с Забайкалья на берег Лены, увидели урасу близ озера, в которой проживала старушка эвенкийка по имени Сайсары. С тех пор озеро и луг стали называть Сайсары.
У исследователя В.Ф. Трощанского есть такое объяснение: «У якутов существует предание, что они пришли из страны, находящейся за три тысячи верст южнее того места, где стоит Иркутск. Сарабай тойон и его жена Сайсары, родом татарка, с детьми своими отправились со своей родины на север. Сарабай тойон умер в том месте, где ныне стоит Иркутск, а жена его с детьми отправилась дальше и прибыла на то место, где теперь стоит г. Якутск, около рукава Лены-Сайсары. Отсюда можно предположить, что старушка Сайсары действительно существовала.
Таким образом, по преданиям, якуты впервые поселились на своей новой родине у озера Сайсары. Академик А.П. Окладников подтвердил эту же мысль научными данными. Неподалеку от озера им открыты и исследованы остатки якутского жилища XVI-XVII вв., подтверждающие, что именно здесь в далеком прошлом находился крупный центр расселения якутов.
Исследователь И.И. Майнов пишет:
«...озеро Сайсары лежит почти посредине долины. Это самое открытое пространство, какое можно встретить на якутской территории. Тут естественно должно было образоваться самое густое скопление жителей-скотоводов, и действительно, обладатели этой долины – кангаласцы, по всем якутским преданиям, составляли наиболее могущественную группу среди тогдашних якутских родов, и кангаласский тойон Тыгын рисуется в легендах самовластным повелителем многих, номинально независимых родовых групп. Перенесение русскими административного центра из другого пункта именно в окрестности озера Сайсары подтверждает догадку, что здесь обитала главная часть народа Саха».
Облагораживая благородное
В наши дни древнее озеро, и прилегающая к нему территория, на берегах которого обосновались предки якутского народа, постановлением правительства республики объявлено Национальным ландшафтно-этнографическим парком.
В последние десятилетия жемчужина столицы озеро и микрорайон Сайсары облагораживается и получает достойную его красоты, современную оправу. Здесь вырос Культурно-спортивный комплекс «Триумф» на 3 000 мест и реконструирован стадион «Юность».
Через озеро протянулся отличный автодорожный мост с пешеходной зоной, который соединил разделённые озером улицы Ойунского и Автодорожную. На берегу озера Сайсарское рядом с улицей Лермонтова появилась символизирующая любовь многонационального народа к матерям Площадь Матери.
Кстати, изначально идея родилась из образа простой усть-таттинской колхозницы Февроньи Малгиной потерявшей в годы войны пятерых сыновей. Городские власти предполагали построить тут в честь неё небольшой сквер. Но замысел оказался настолько востребован и близок сердцу каждому из горожан, что эта идея выросла в нечто большее. И вместо скоромного сквера было решено построить площадь – символ признательности всем женщинам Якутии, чьи сыновья ушли на фронт второй мировой.
И образ сельской старушки возвеличился до женщины в старинном национальном наряде, воплощения самой Победы, торжества добра над злом, продолжения жизни.
А в данное время на берегу озера идёт грандиозная стройка Арктического центра эпоса и искусств – крупнейшего культурного комплекса, в котором планируется разместить Государственную филармонию Якутии, Саха театр, Театр Олонхо, а также помещения для выставок и деловых конференций. Общая площадь объекта составит 33 тысячи квадратных метров, на которой также откроется несколько зрительных залов на 1500 мест.
Вместе со строительством будет реконструирована и благоустроена прилегающая территория. После чего набережная вблизи центра превратиться в современное общественное пространство для отдыха горожан.
Когда-то древние олонхосуты сравнивали озера долины Туймаады с россыпью жемчуга на плечах якутской красавицы. Сайсары среди них главное историческое сокровище народа.
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24