Основатель театра Андрей Борисов вышел в зрительный зал, актеры уселись тут же на авансцене, и начался не запланированный, но очень интересный профессиональный разговор, мастер-класс. Среди зрителей оказались артисты трёх театров Астаны. Но и другие зрители так же с воодушевлением и с чувством сопричастности к чему то важному и эксклюзивному внимали словам основателя театра Олонхо.

Андрей Саввич говорил об истории рождения театра Олонхо как нового вида театрального искусства, преобразующего эпос на основе национального мелоса народа саха - Тойук.

Среди участников мастер-класса были поклонники творчества Андрея и Степаниды Борисовых.

Для театральных деятелей Советского Союза было беспрецедентным событием присуждение Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в области литературы и искусства, дипломному спектаклю - студенческой работе выпускника ГИТИСа Андрея Борисова.

И, конечно, его последующие работ, получившие высокую оценку театральных критиков и зрителей разных городов республик и стран, среди которых «Король Лир» (Государственная премия России), спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» Саха академического театра им. П.Ойунского (театральная премия «Золотая маска») и многие другие высокохудожественные спектакли, а также его подвижническое служение министром культуры Якутии в течении четверти века позволяют говорить об Андрее Борисове, как об уникальном, легендарном деятеле культуры и искусства на рубеже XX-XXI веков.

AB2

Много говорили о Степаниде Борисовой первой исполнительнице роли Кыыс Дэбилийэ, первой актрисе театра Олонхо, сегодня выступившей режиссером-постановщиком спектакля. Степанида Борисова с концертными программами в стиле Тойук принимала участие во многих международных фестивалях в странах Азии, Европы, Америки и Африки. И эти выступления на престижных сценических площадках мира уже тогда начали готовить драматизированное исполнение Тойук, предвосхищая эстетику будущего театра Олонхо.

Одновременное исполнение Тойук и игра драматической роли требуют особой школы. И Степанида Ильинична занялась в Арктическом институте культуры и искусств обучением студентов этой новой технике исполнения Тойук, воспитав целую плеяду актеров театра Олонхо, в совершенстве владеющих этой эстетикой.

Эту эстетику, как уникальную отмечали и в японском классическом театре Но, и в Пекинской опере, театру Олонхо рукоплескали зрители Индии, Греции, Франции.

Как заметил один из зрителей в Казахстане, театр Олонхо - это тот самый мировой классический театр, который как настоящий жемчуг сияет и сеет свет вокруг.

Зрители в Астане воочию убедились, что театр Олонхо со своей неповторимой эстетикой, опирающейся на классические каноны, является новым видом театрального искусства.

AB3

Для современного казахского зрителя мелос народа саха Тойук впервые прозвучал в театральном представлении, в сюжетно-драматической истории девушки-богатыря Кыыс Дэбилийэ (Нюргуяна Маркова). Изгнанная из Верхнего мира за крутой нрав, но нашедшая в себе силы отозваться на просьбы богатыря Срединного мира Чугдаан (Дмитрий Алексеев), она берется за спасение людей от злых сил. Ее превращения на наших глазах то в могущественную удаганку, то в простую влюбленнную девушку Срединного мира, также прекрасный Тойук и статуарная красота актрисы завораживают. Но удел и призвание Кыыс Дэбилийэ быть в Верхнем мире и она, отказываясь от земного счастья, улетает в Верхний мир, чтобы оставаться спасителем Срединного мира. Эта тема созвучна со многими тюркскими эпосами. В якутском эпосе олонхо происходит борьба со злом не ради власти, территорий, богатства, а ради уничтожения зла во имя Человека, ради спасения красоты, добра и справедливости, гармонии мира.

Казахский зритель выходил после спектакля с радостным чувством соприкосновения с искусством земли Олонхо, где артисты театра выступили истинными хранителями своих традиций.

Мария Докторова, Астана