Из имеющихся в расположении данных достоверно точно о некоторых фактах сказать сложно. Архивные данные также не проливают свет на точные даты появления первых автомобилей в Якутии. Этот материал был подготовлен из разных архивных данных и информации ряда реставраторов и коллекционеров автомобилей.

Ford1

Какой автомобиль был первый

Точных сведений о сенсационном событии – появления первого автомобиля в Якутии не сохранилось. По одной информации первый автомобиль в Якутске появился в конце 1920-ых годов. По другой – еще в 1915-ом. При этом, этим автомобилем еще с 1915 года владел заведующий центральной аптекой №1 Якутска, некий Петров. Он же в последующем использовался на шоферских курсах. Да и вообще в связи со свертыванием политики НЭПа ее у аптекаря отобрали и передали в собственность государства (в 1928 году). Собственно, автотранспортом тогда в первую очередь обеспечивались партийные и советские органы. По данным Национального архива РС(Я) следует, что это был легковой автомобиль марки «Бьюик» американского автозавода «Форд». По рассказам, эту машину руководству республики (вроде бы) подарил сам президент США Теодор Рузвельт. Собственно, к появлению автомобилей в Якутии так или иначе приложили руки отцы-основатели республики – в этом они видели дальнейшее развитие республики.

Но все автомобили в Якутии первое время были иностранного производства: австрийские «Штееры», немецкие «Бюссенги», американские «Доджи», «Студебекеры» и «Форды. И первыми появились, что очевидно, грузовые. Не исключением были и тракторы. Так, в навигацию 1927 года в Якутию впервые были доставлены три трактора «Фордзон» – самой распространенной тогда в мире марки трактора американской фирмы «Форд». В дальнейшем появились тракторы Фордзон-Путиловец, в обиходе называемые «Федор Петрович», которые по лицензии американской компании Форд выпускал завод «Красный Путиловец». Собственно, они заменили все-таки слабоватых американцев.

Fordson1

Fordson2

Fordson3

«Под управлением опытного тракториста т.Эстеркеса трактор марки “Фордзон” работал без малейших перебоев и дефектов… Заявок на тракторную пахоту было много, и вообще население заинтересовано», - писала об еще одном историческом событии в 1927 году республиканская газета «Автономная Якутия». В те годы слово «трактор» стало самым популярным в селах Якутии.

В конце июня 1930 года в Якутск привезли первый Форд-А. Это была первая специально приобретенная машина для правительства республики. По неподтвержденным данным, изначально она предназначалась для Максима Аммосова. Но уже через год техника оказалась в почти полностью изношенном, еле двигающемся состоянии, в каком подобные машины обычно доходят до наших дней. Спустя некоторое время в Якутии приехали обновленные Форд-АА. Был ли тогда в Якутии Форд-Т также остается загадкой, в принципе, по словам коллекционеров, они весьма похожи, а какая именно там была модель, многим было без разницы.

А начиная с 1936 года в Якутск начали поступать новые легковые автомобили. Особенно выделялся среди них американский «Бьюик» модели 1933 года, лимузин темно-синего цвета.

Dodge1

Dodge2

Dodge3

О том, что в Музее ретро техники выставляются транспортные средства, которые в свое время использовались в Якутии, нам рассказал владелец музея Григорий Сальва.

«Стараюсь пополнять музей автомобилями, которые в свое время были в Якутии. Конечно, не все из них ездили по республике, они попросту не сохранились до наших дней. Поэтому находим их за пределами Якутии и даже России. Так, в нашем музее есть техника 20-ых годов, 30-40-50-ых и так далее.

С одной стороны, это хобби, с другой, я считаю мы должны сохранить их для потомков. Чтобы было что показывать и рассказывать», - сообщил Григорий Иванович.

Андрей ШИЛОВ

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24