Сегодня мы гостим в воссозданной Восточной надвратной башне на ул. Кирова у ответственного секретаря ЯРО ВООПИК Александра Дьяконова. Здесь он с товарищами создает интересный музей с уникальными экспонатами, сам же следит за порядком и водит экскурсии.

Когда-то мы вместе боролись за сохранение объектов культурного наследия в виде образчиков старинного зодчества в Якутске. Затем я сошел с дистанции. Однако очень рад знать, что наш Александр Васильевич, стоявший у истоков воссоздания ЯРО ВООПИиК, да что уж говорить, сам все это и организовавший, продолжает удивлять нас новыми находками по фактам истории города. На этот раз мы поговорим о киотах надвратной башни.

1

Следы киота в часовне на свесях Восточной надвратной башни. Из фондов ГНИМА им. А. Щусева. Позитив с негатива А. Ополовникова. Современный вид с того же ракурса на восстановленный киот.

— Александр, это воистину удивительная новость, что 10-го числа сего месяца произошло освящение батюшкой киота на «балконе» Восточной надвратной башни Якутского острога.

— Да. Обряд освящения киота провел секретарь Якутской епархии, настоятель Преображенского кафедрального собора, благочинный городского округа иеромонах Никандр.

3

Момент освящения автора воссозданного киота иеромонахом Никандром. 10 сентября 2023 года.

— Значит, киот признан Русской православной церковью?

— Да. Киот воссоздан нами согласно канонам православия того периода — XVII века. Признан и освящен.

— С чего всё началось? Насколько помню, ранее о наличии на проезжих башнях Якутской крепости И. Приклонского или окружавшего ее первой линией обороны острога М. Кровкова вообще не было известно.

— Все материалы накапливались постепенно. Ты знаешь, что в прошлые годы мы нашли свидетельства наличия иконы «Спас не рукотворный» на балконе надвратной башни — так называемая «часовня на свесях». Год назад осенью, на День города икона была установлена и освящена.

2

Участники проекта по воссозданию киота —  справа налево: Александр Дьяконов, братья Николай и Иван Ефимовы, Андрей Высоких

— Давай напомним нашему читателю о событиях, предшествовавших этому.

— Мне очень нравится картина выдающегося нашего художника Ивана Васильевича Попова «Якутск в конце XVII столетия». Без конца рассматривал детали оригинала картины при всяком удобном случае, и она мне нравилась все больше. Там все так реалистично изображено.

— Помню. Мы еще спорили давно, что есть там огрехи в элементах зодчества посада: двускатные крыши вместо высоких четырехскатных, наличие красивых двустворчатых наличников с резными кокошниками сверху, присущих скорее веку 19-му.

— Было дело. Ты так говорил. Но я не про здания посада, окружающие деревянный кремль. Я об изображении людей и бытовых сценок. Сама атмосфера теплого дня начала зимы с небом, покрытым облачностью. Задний план в виде заснеженных сопок-быраан. Все это очень хорошо передает Якутск, видимо, и тех времен, да и отчасти детали современных пейзажей холодного сезона. Но также я имею в виду изображения башен, фортификационных стен и тыновых оград (бревна с заостренными торцами, вкопанные рядом частоколом) Якутского кремля и остатков острога вокруг него. Вот взять надвратные башни, то бишь проездные башни с вратами в центральной части полотна.

— Надвратная башня слева на картине, понятное дело, и есть тот давний символ города — башня Якутского острога, которая запечатлена на многих фотоснимках, картинах, рисунках, почтовых конвертах и открытках, значках и даже была на неофициальном гербе города. Так что там с картиной Ивана Васильевича?

— На картине можно заметить, что перед воротами башен стоят по человеку. У Восточной надвратной башни острога человек застыл в поклоне — молится. Вот тогда-то я и начал копать по «часовням на свеси» и выяснил, что на Восточной надвратной башне находилась икона Спаса Нерукотворного. А на Западной надвратной башне — икона Богоматери Живоносной Источницы. В результате долгой работы с нашими консультантами была установлена и освящена в прошлом году икона Спаса Нерукотворного, распечатанная (на первом этапе воссоздания) с «местной» (восточно-сибирской) работы образа середины XVII века, находящегося ныне в Иркутске.

photo1698882235

photo1698882235 1

photo1698882235 2

photo1698882263

— Давай немного по истории башни пройдемся.

— Находилась башня долгое время на своём историческом месте, где сейчас раскинулась пл. Дружбы. Несколько раз башню передвигали. В 1911-м реставрировали, затем перенесли на территорию краеведческого музея. Правда, сориентировали башню на 180 градусов, и восточные ворота глядели теперь на запад.

В 1973 году и исследовал башню знаменитый рестовратор А. Ополовников. Провел подробные обмерные работы, сделал ряд фото, по итогам составил чертежи. Через несколько лет башню реставрировали. И, чтобы не возникало дальнейших споров, вообще повернули на 90 градусов, то бишь врата были ориентированы по оси север — юг.

Пожар 2002-го уничтожил уникальное фортификационное сооружение. Перед самым юбилейным Днем города. Городские власти оперативно воссоздали башню по обмерным чертежам Ополовникова у Комдрагмета на ул. Кирова. Позже имитировали тыновую изгородь и добавили пару стилизованных башен.

— А по более ранней истории башни? Версия историка Пантелеймона Петрова.

— По версии нашего старшего товарища Пантелеймона Пантелеймоновича, эта башня была перенесена к крепости из Головинского острога, первого острога на левобережье среднего течения реки Лены. То есть являлась древнее собственно кремля. Была поставлена в качестве оборонительного сооружения. И, вероятно, по канонам тех лет надвратная башня Головинского острога должна была иметь киот, место хранения икон и одновременно часовню. В первые годы у воеводы П. Головина не было, конечно, возможности отстроить церковь.

— Логично. И то, что для постройки острога вокруг кремля И. Приклонского воевода М. Кровков мог использовать сооружения и материалы из рушащегося на набережной (в районе памятника П. Бекетову) Головинского острога. Тем более что, по словам того же Пантелеймона Петрова, улица Петровского, до 1970-х доходившая до набережной, является древнейшей улицей города, по которой сообщались между старым Головинским острогом и новой крепостью В. Приклонского. И то, что проезжие башни могли иметь часовню на свесях и киоты. И как у тебя появилось подтверждение наличия киота?

— Так вот. У меня была возможность по делам ВООПИК поработать в богатейших фондах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. Щусева. Находится рядом с Красной площадью. А мы тогда остановились недалеко на Арбате. Завязались с музейщиками прекрасные отношения. Связь эта не прервалась и далее. И вот однажды друзья сообщили мне, что есть у них в фондах негативы съемок нашей башни А. Ополовниковым. Отправили сканы. Интернет — великая вещь. Негативы я превратил в позитивы. И что же мы видим? На балконе Восточной надвратной башни — зарубки в виде луковицы и прямоугольника. И в аннотации самого А. Ополовникова написано, что это «след киота». Была мысль: вдруг вместо балконов на нашей башне во времена П. Головина были надстройки в виде киотов с луковицами, как на Спасской башне Илимского острога в Тальцах Иркутской области, напоминающие апсиду алтаря Спаса Зашиверской церкви?

photo1698882738

Спасская башня Илимского острога, 1667 г. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», Иркутская область.

photo1698882837

Апсида алтаря Спаса - Зашиверской церкви в ЯАССР. Фото А.В. Ополовникова.

— Это здорово. Будто само провидение двигало тебя ко всем этим открытиям.

— Получается, как будто так. Зимой стою подметаю снег с чурочного тротуара, ведущего к воротам башни. Подходит крепкий мужчина с окладистой бородой. Прямо Дед Мороз. Оказывается, Петр Федорович Бутковский, староста старообрядческой общины. Говорит: «Так-так. Наш образ висит. Раз здесь Спас Нерукотворный по образу до раскола, о произошло ли чудо?». Я: «Какое чудо?». Он: «Ну, тогда жди». И чудо действительно вскоре произошло. Нашлись сканы негативов А. Ополовникова.

— Что было дальше?

— Меня сразу поддержал Андрей Высоких. Он всегда меня поддерживает. К тому времени мы все-таки добились официального учреждения и признания Якутского городского отделения ВООПИК. А. Высоких стал председателем. И дальнейшие наши действия были произведены под эгидой этой организации. Большинство участников проекта — мои старые друзья, те, с кем я был еще в начале 90-х в археологических раскопках Алазейского и Стадухинского острогов XVII века: Александр Степанов, Николай Ефимов и его брат Иван, Елена Соловьева. Студенты-архитекторы СВФУ предоставили нам по нашей просьбе эскизный проект. Киот получился у них красивым слишком. Был принят проект киота археолога А. Степанова. Воссоздание, изготовление элементов и установку киота взяли на себя братья Ефимовы, члены ВООПИиК. Освятил иеромонах Никандр.

Хоть освятили и открыли киот, можно сказать, на днях, но место уже намоленное. Люди приходят не только на наши экспонаты и карты посмотреть, подняться на самый верх башни, но и специально посетить часовню на свесях и помолиться перед киотом.

— Александр, благодарю за насыщенный и интересный рассказ.

— Будем на связи. Есть о чем рассказать уже сейчас.

Владимир Попов.   «Якутск вечерний», № 37 (1494) 22 сентября 2023 года.

Встретились мы и с другим нашим старинным другом, главным знатоком истории Якутска в целом и истории Ленских и Якутской крепостей и острогов в частности Пантелеймоном Петровым, чтобы взять его комментарий:

— Рад успехам ВООПИиКовцев. В первых правобережных острогах на среднем течении Лены была только одна православная святыня, а именно образ св. Троицы. С переносом острога в долину Туймаада и строительством при воеводе Головине новой крепости 1642–1643 гг. икона св. Троицы была перенесена в соборную церковь. Тогда же в киоте надвратной башни, вполне возможно, была помещена икона Спаса Нерукотворного, которая, в свою очередь, в связи с основанием Спасского монастыря стала главной святыней этой обители в 1663 г. После переноса Головинской башни к кремлю в киоте этой башни отсутствовала икона, поскольку в кремле доминирующее положение занимала главная башня, построенная при воеводе Приклонском в 1682–1684 гг.